В Китае искусственный интеллект привел к порядку на железной дороге

В Китае искусственный интеллект привел к порядку на железной дороге — она начала работать даже лучше, чем новая

Чат-боты, генерируемые изображения и видео с использованием искусственного интеллекта могут быть интересными и иногда полезными развлечениями. Однако более важным становится практическое применение ИИ в производстве, транспорте и экономике в целом. В конечном итоге победит тот, кто будет использовать ИИ для повышения производительности, заменяя человека в производственной сфере. Китай сделал важный шаг в этом направлении: благодаря ИИ они смогли улучшить работу железной дороги.

Для простого человека трудно представить, сколько усилий стоит поддерживать в порядке дорогу, инфраструктуру и парк техники, а также обеспечивать движение поездов. Это потенциально убыточные мероприятия с большой ответственностью. Китай, как и другие страны, вскоре столкнется с проблемами из-за стареющего населения. При этом железнодорожная сеть страны расширяется и предполагает соединение всех городов с населением свыше 500 тыс. человек высокоскоростными железнодорожными магистралями. Скорость поездов также увеличивается, что делает человеческий фактор наиболее уязвимым звеном.

Протокол управления данными для внедрения алгоритмов ИИ на железной дороге в Китае был разработан оператором национальной железной дороги — China State Railway Group — в 2022 году. Доступ к данным должен был быть ограничен и защищен от стороннего вмешательства и утечек. Алгоритмы управления были проверены людьми, и только после этого они были внедрены. Масштабные испытания начались в 2023 году. Результат ошеломляющий — железная дорога начала работать даже лучше, чем новая (сразу после ввода участков и составов в строй).

Датчики установлены на объектах инфраструктуры, на колесных парах, на вагонах, чтобы учитывать вибрации, ускорение и амплитуды, не говоря уже о сигнальной автоматике. Объем собираемых данных для анализа достиг 200 терабайт, и это не картинки или видео, а обычные состояния регистров. Человек и даже большая команда не смогли бы оперативно обработать такой объем информации. Все эти данные о 45 тыс. км путей — это длиннее экватора Земли. На обслуживание всего этого не хватило бы никакого количества рабочих.

Система искусственного интеллекта, развернутая в Пекине, обрабатывает огромные объемы данных со всей страны в режиме реального времени и может предупреждать ремонтные бригады о нештатных ситуациях в течение 40 минут с точностью до 95 %